Мангазея: древний мир и его тайны

Река Таз

Монастырское чудо

В Туруханске история прячется за каждым углом. Пройдешь по высоким травам на берегу реки – и перед тобой открывается строгое здание Свято-Троицкого Туруханского мужского монастыря.

В 1657 году в 30 верстах от Мангазеи высадился на пустынный берег Енисея в месте впадения в него Нижней Тунгуски монах Тихон. Построил часовню и келью и приготовился к долгому пустынножительству.

Не удалось его планам сбыться, начали стекаться к нему люди. И к 1660 году собралось вокруг Тихона много братии. На месте часовни построили храм Живоначальной Троицы. Тихон принял сан священника и встал во главе монастыря.

Со временем вокруг монастыря выросло целое поселение.

В 1805 году на месте деревянной церкви построили белокаменный храм. И с тех пор он не менялся. Только в смутные революционные времена снесли у него надалтарную часть и ярус колокольни. Но храм остался. В 90-х годах прошлого века здесь возродилась монашеская жизнь. Сейчас к Туруханскому монастырю приписаны три монаха.

Говорят, расцвет монастыря начался, когда в него перенесли мощи святого Василия Мангазейского. Повезло Туруханскому району, есть у него свой святой. По преданию, прославился паренек из златокипящей Мангазеи, взятый купцом управляющим продажей товаров, своей кротостью, честностью и верой. Не прервал пасхальной молитвы, даже когда хозяин обвинил его в воровстве, затем выдержал все истязания мучителя. Умер от удара связкой амбарных ключей и был похоронен. А затем начались чудеса. Через несколько лет после пожара в Мангазее гроб мученика выступил из земли. Люди приходили к нему и исцелялись.

Мощи святого Василия Мангазейского и сегодня хранятся в храме. Приезжают в Туруханский монастырь паломники – поклониться святому, приложиться к раке с мощами, попросить о чуде.

Северный речной путь

Весной 2021 года стартовала последняя масштабная экспедиция «Тайны Мангазеи», как и задумывалось — на карбасе, точной копии судна, которое использовали поморы в том же ХVII веке, когда была основана легендарная Мангазея. Карбас построили в Архангельске на верфи Товарищества поморского судостроения, под рукводством известного путешественника Евгения Шкарубы. Судно оснастили двумя мачтами и шестью веслами. Перевезли карбас сначала в Новый Уренгой, а затем в Красноселькуп. 

31 мая стартовали по большой воде на веслах и под парусом на восток. Пошли по реке Таз с выходом на Худосей, которая ведет уже в направлении к Енисею. 

По словам работника ООО «Газпром добыча Ямбург», руководителя экспедиции Павла Нефёдова это оказался исключительно тяжелый и местами опасный путь:

Вслед за карбасом двигались резиновые моторные лодки — на них находилась съемочная группа, перевозились основные грузы, но сам карбас шёл вперед исключительно мускульными усилиями людей с помощью весел, шестов, а порой и бечевы. Да помогал парус, но на реках он не так эффективен как в море. Потом подсчитали, оказалось за все время пути сила ветра помогала путешественникам только на протяжении десятой части маршрута.

После Худосея экспедиция вышла на реку Покалькы. Затем пробились на реку Перевальную, вблизи одноименного озера. Там, где на моторных лодках идти всего пару суток, на веслах и под парусом шли восемь дней. И на девятый добрались до точки судьбы — места волока от реки до озера Перевального. Около полутора километров без воды, исключительно по зыбкой почве заболоченного урочища. Как перебросить карбас, три моторных лодки и около трёх тонн грузов по пересеченной увлажненной местности? Только волоком, вручную, бечевой…

Еще во время движения по Худосею и Покалькы по берегам рек, параллельно движению карбаса экспедиция направляла поисковые группы, то, что на маршруте есть исторические артефакты, было известно по летописям и наблюдениям из прошлых путешествий. 

Под руководством кандидата исторических наук Алексея Матвеева были обнаружены и зафиксированы несколько десятков древних свидетельств, в первую очередь это зарубки, знаки, надписи на стволах вековых деревьев.  

На озере Перевальном, на месте волока в ХVII веке существовало небольшое поселение, которое обслуживало «транспортный узел». После озера Перевального еще семь дней пути на веслах и вот впереди показалось село Старотуруханск,  а вдали заблестела гладь Енисея. Маршрут экспедиции завершён! 

***

Третья экспедиция Ямальского отделения Русского географического общества в рамках проекта «Тайны Мангазеи» состоялось при поддержке ООО «Газпром добыча Ямбург», а также благотворительного фонда «Историческая справедливость», АО «Ачимгаз», Проектного офиса развития Арктики (ПОРА), Нефтяной компании «Мангазея», ООО «РусГазБурение», ООО «СпортСервисКомплект», ООО «Ямал-Фото», производителя одежды Werwolf, Новоуренгойского городского музея, фото- и видеотехнику предоставило российское подразделение всемирно известной компании «Никон». Все участники  экспедиции были застрахованы компанией СОГАЗ. Экспедиция была поддержана Попечительским советом «Русского географического общества» в Ямало-Ненецком автономном округе под председательством губернатора Дмитрия Артюхова и получила финансовую помощь правительства ЯНАО.

70 лет процветания

Крепость Мангазея была построена к 1607 году. Она представляла собой кремль, состоящий из пяти башен – четыре по углам острога и одна в центре, и крепостных стен шириной три метра. Общая длина стен была 240 метров. Внутри две церкви, дом воеводы, избы служилых людей, таможня, съезжая изба и тюрьма.

Макет Мангазейского острога – уникальный экспонат Туруханского краеведческого музея

Макет острога – в центре экспозиции Туруханского краеведческого музея. А по краям в витринах – находки археологов. Ученые трудятся на раскопках Мангазеи уже более ста лет. Только благодаря их труду удалось сохранить память об этом уникальном поселении – прародителе современного Туруханска.

Просуществовала крепость всего 70 лет. Затем служилые люди ее оставили. Сегодня называют разные причины: от исчезновения соболей в окрестных лесах до междоусобицы между двумя воеводами. Тем не менее в 1671 году мангазейский гарнизон получил предписание покинуть город и вместе с жителями следовать в туруханское зимовье на реке Турухан. Здесь была основана Новая Мангазея, которая стала столицей Туруханского края (образован в 1735 году). Около Новой Мангазеи долгое время проводилась ежегодная ярмарка, на которую съезжались люди из самых отдаленных мест Сибири. А в 1780 году город – наследник златокипящей Мангазеи был переименован в Туруханск.

Впрочем, сейчас этот населенный пункт носит имя Старого Туруханска. Новый – центр современного Туруханского района – переехал в село Монастырское, выстроенное вокруг Свято-Троицкого монастыря.

В неописуемых условиях

Советская власть Туруханский район вновь использовала как место заключения. До 1953 года здесь действовало отделение ГУЛАГа.

В 1924 году с партией репрессированных прибыл в село Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Он работал в местной больнице и ходил на службы в мужской монастырь. Оперировал и лечил жителей северного станка Плахино, куда сослали святителя Луку за случайное слово.

В Туруханском краеведческом музее хранится память о легендарном докторе – проектор-лупа и набор диапозитивов на библейские темы. Эти вещи Войно-Ясенецкий подарил туруханцу Николаю Потапову, внучка которого принесла их в музей.

Все «прелести» заполярной ссылки испытали на себе историк Лев Гумилев – сын Анны Ахматовой и Николая Гумилева, а также осужденная за шпионаж Ариадна Эфрон – дочь Марины Цветаевой и Сергея Эфрона.

Почти шесть лет девушка, учившаяся в Париже и проявлявшая способности в живописи и графике, литературе и поэзии, провела в нечеловеческих условиях. Вместе с сокамерницей из Рязани Адой Шкодиной они сняли напополам «угол в какой-то неописуемой избушке, где клопов было больше, чем в энциклопедии».

Ариадна работала уборщицей в школе – заготавливала дрова и сено, топила печь и мыла полы. Воду носила прямо из Енисея, из проруби. В музее хранятся грабли, которыми Ариадна гребла сено.

А затем ее перевели в клуб художницей. Но Ариадна не только писала декорации, она ставила спектакли, шила костюмы, устраивала вечера поэзии Маяковского и Пушкина, организовывала новогодние елки, выпускала клубную газету.

Электричества в Туруханске тогда не было.

Реабилитировали Ариадну Эфрон в 1955 году за отсутствием состава преступления.

Отбывали ссылку здесь Виктор Крамаров – отец известного актера; писатель, журналист Роберт Штильмарк, создавший в Туруханске известный роман «Наследник из Калькутты». А в начале Великой Отечественной войны за полярный круг стали переселять немцев Поволжья.

Многие не выдерживали суровых условий. Где их могилы, теперь неизвестно.

Была. Кипела

– Музей для того и создан, чтобы отражать быт народов, окружающую природу и историю территории, – говорит директор Туруханского краеведческого музея Татьяна Сергиенко. И она права. Где, как не в музее, найдешь те крупицы истории, о которых в наши дни уже ничего не напоминает, кроме легенд и работ исследователей-археологов?

Туруханск сегодня – современный населенный пункт, в котором царит цивилизация. От всех остальных районов Красноярского края отличается он разве что своей удаленностью, отрезанностью от центра региона. А в XVII веке именно отсюда шло освоение земли сибирской, люди Туруханской территории стали первооткрывателями Якутии и составили первую карту реки Лены.

Правда, назывался населенный пункт тогда не Туруханск, а Мангазея – в существовании которой долгое время сомневались историки, спорили, искали. И нашли документальные подтверждения – была, процветала, кипела, вносила свой вклад в развитие русской культуры в Заполярье.

Rate article