Тазы: традиционные посуды народа.

Река Таз

Ханты

На большой территории правобережья среднего и нижнего течения Оби в основном в ХМАО проживает малочисленный угорский народ ханты. Самоназвание этноса «хантэ» или «хандэ» означает дословно «человек», часто называют себя «ас хоят» или «обскими людьми». Всего на исконных территориях предков проживает сегодня 28 678 представителей угро-финской народности хантов. 

Предки современных хантов пришли в места проживания низовьев Оби с юга в конце I тыс. н. э, быстро расселились и освоили обширные территории, смешивались с местными угорскими племенами и прошли сложный путь этногенеза. Он в основном отразился в усть-полуйской самобытной археологической культуре. 

Исследователи Сибири описывали хантов как людей среднего роста с черным прямым волосом, смуглой кожей и темными глазами, плосковатым лицом, толстыми губами, выдающимися широкими скулами и вздернутым носом. Женщины маленького роста с более ярким монголоидными чертами, чем мужчины. 

Жизнь и быт хантов не меняется столетиями, они занимаются традиционными видами деятельности своих предков, рыболовством на северных богатых рыбой реках, охотой в сибирской тайге и разведением оленей. Издавна у хантов существует поклонение духам тайги, водоемов, сакральных мест, традиционный шаманизм, многие ханты с XVI века крещены в православных. 

Одежда

Верхняя одежда эвенков в Сибири отличалась большим многообразием. Основным материалом для эвенкийской одежды служит шкура северного оленя – серо-коричновего цвета, белого цвета с темным, реже – белого цвета. Применяли также кожу лося. Для отделки использовали также белую шкуру оленя и белый камус.

Интересно отметить, что одежда коренного населения соответствует климатогеографическим особенностям местности – подтверждение тому “фраки”. Определенное место жительства, разные климатические условия Сибири, а также различные виды их хозяйственной деятельности наложили свой отпечаток на своеобразие традиционного костюма. Для народов севера Сибири была характерна двойная меховая одежда глухого покроя.

Одежда эвенков одинаковая для мужчин и женщин. Мужская и женская одежда эвенков различалась лишь по форме нагрудника: нижний конец мужского нагрудника был в виде острого мыса, а у женского – прямого.

Одежда была распашная и именовалась в литературе обычно “фраком”. Одежда эвенков кроилась также из одной целой шкуры, но со сходящимися полами и с двумя узкими прямоугольными клиньями, вшитыми на спине от пояса вниз до подола, таким образом, что центральная часть шкуры покрывала спину, а боковые части шкуры представляли собою узкие полки. В верхней части шкуры эвенки делали вертикальные надрезы-проймы для вшивания рукавов, на плечах располагали швы. С этой одеждой обязательно надевали специальный нагрудник, защищавший грудь и живот от холода. Шили одежду из ровдуги и оленьих шкур мехом наружу. Рукава делали узкие, с узкими проймами и ластовицами, с обшлагами и пришивными рукавицами. Подол одежды эвенки сзади выкраивали мысом, и он был длиннее, чем перед. По подолу одежды, пополам вниз от пояса, на спинке от плеча вдоль проймы рукава пришивали длинную бахрому из козьей шерсти, по которой скатывалась дождевая вода. Одежду украшали мозаикой из меховых полосок, бисером и полосками из окрашенной ровдуги и тканей.

Самой распространенной верхней зимней одеждой у всех групп эвенков была так называемая “парка” (порхы, порга), шившаяся из оленьих шкур мехом наружу, как и у народов Севера Сибири. Носили ее как мужчины, так и женщины. Она была короткой, с прямыми сходящимися полами, завязывающимися на завязки, с отдельно выкроенной спинкой в талию, поэтому же покрою эвенки делали одежду из ровдуги и сукна.

У забайкальских эвенков, кроме описанной выше парки, была еще женская верхняя одежда, шитая из ровдуги, бумажных и шелковых тканей, в виде кафтана с прямым разрезом спереди, со сходящимися полами, со спинкой, кроенной в талию, боковые полотнища ее в поясной части имели надрезы и были собраны в мелкие сборки. Воротник отложной. Украшение одежды эвенков состояло из аппликации матерчатыми полосками и пуговицами.

Покрой этой одежды так называемый “монгольский”, то есть, стан одежды, кроенный из одного полотнища, перекинутого через плечи, был прямоспинный, расширяющийся книзу, левая пола покрывала правую, воротник стоячий. Рукава, широкие в пройме суживались к обшлагу особого покроя с выступом, закрывающим тыльную часть кисти руки. Женская одежда эвенков была отрезная и по поясу собиралась в сборки, представляя собой как бы кофту с юбкой, причем спинка одежды замужней женщины имела покрой в талию, обусловленный закругленной формой пройм, в то время как в девичьей одежде эта же часть одежды была покроя кимоно, т. е. перед, спинка и часть рукавов выкраивались из одного полотнища ткани, сложенной поперек вдвое.

Обувью для эвенков служили олочи из кожи, сукна или ровдуги летом и оленьего меха зимой. Самой же распространенной обувью эвенков являлись и являются унты, от эвенкийского ” унта” обувь, или иное название “торбасы”, меховая обувь у народов Севера и Сибири.

В суровых условиях севера Сибири наряд эвенков обязательно включал варежки, украшенные по желанию мастерицы.

Головным убором эвенкийских женщин является капор. Детский и женский капор украшался лентами, завязывающимися под подбородком.

Долганы

В бассейне и долине Хатанги и ее притоков компактно проживает малочисленный северный тюркоязычный народ долганы. Как отдельный этнос долгане появились к началу XX века из ассимиляции местных эвенков, энцев, переселившихся с Лены и Оленека эвенков, якутов и так называемых затундренных русских крестьян. «Долган» назывался издавна один из эвенкийских родов. 

Язык долган относится к якутской группе тюркских языков, основу его составляют якутские слова, измененные влиянием эвенкийского языка. Лингвисты считают, что язык долган сформировался при распространении якутского языка среди местных эвенков. Он делится на множество диалектов и говоров, основными из них являются попигайский и хатангский, авамский, норильский и пясинский. 

Всего в бассейне Хатанги и юге Таймыра проживает сейчас 7 885 долган. Занимаются они традиционным разведением северного оленя, охотой на диких оленей, пушных зверей и ловлей рыбы. Поклоняются долганы духам природы, обожествляют силы природы, совершают шаманские обряды. 

Общее описание

 Река Таз имеет в длину 1 401км. Ее бассейн – 150 000 квадратных километров. Максимальная ширина достигает 240 метров (у основного протока в начале Тазовской Губы). Но весной многие отрезки описываемой водной «артерии» расширяются до 400 метров (70% годового стока приходится уже на паводок). Подъем уровня воды достигает 7 метров. Максимальный расход равняется 5 970 кубометрам в секунду. Протекает река исключительно по Ямало-Ненецкому автономному округу. Направление – север. Питание снеговое с большой долей (27%) грунтовой подпитки. Освобождается ото льда в конце мая – начале июня. Притоков более сотни. Основные – Большая Шырта, Хэтыль-Кы, Ратта, Поколька, Худосей, Толька и Часелька. Бассейн соединяется и со старицами.

Река Таз образовалась давно – вместе с Северными Увалами и Западно-Сибирской низменностью. В ее верховьях издревле проживали предков эвенков, в среднем и нижнем течении – исчезнувшие люди палеолита, место которых позже заняли самодийские народы – нганасаны, ненцы, энцы и селькупы. Они назвали поток «тасу ям» – «нижняя большая река». Первое описание реки Таз (настоящую лоцию) составил Р. Кольс – только в 1920-ых годах. Однако упоминания этой водной «дороги» датируются еще концом 16 века. Первая «сибирско-полярная» экспедиция перебралась через Северные Увалы. Интересно, что выход на Тазовскую губу был осуществлен еще в первой половине этого века. С моря. Со временем губа была признана мореходами более удобной, чем Обская. Просто там никто не закрепился. По великому соизволению Бориса Годунова река Таз находится с начала 17 века в руках поморов, промышляющих в этих краях пушнину. С годами на слиянии данного водоема с Мангазейкой появляется даже форт, быстро разросшийся до полноценного города.

 Это Мангазея. Одновременно со всеми описанными событиями (и даже еще во времена войны с Сибирским ханством) военные, добытчики пушнины и яицкие казаки искали перевалочные пути к рекам, лежащим в глубине Сибири. Одной из таких попыток стал «Мангазейский ход» к Енисею. Некоторые ученые склонны полагать, что это была полноценная переволока, однако реалисты уверены, что с карбасов перетаскивали исключительно сами грузы. Долгое время русские пользовались более южными «входами» в Сибирь, осваивая ее полезные недра – варили соль, добывали металлы, выплавляли железо. Мангазея оказалась попросту заброшенной. Лесотундра была местом дислокации разве что преступников – их свозили в остроги. Дальнейшее транспортное использование реки Таз касается уже позапрошлого столетия. Началась «соболиная лихорадка», быстро поглотившая вообще всю Северную Азию. К 1900 году завершилось строительство Транссибирской магистрали, и русские широким потоком хлынули в Сибирь, что привело со временем к их численному преобладанию над коренными народами. По течению описываемого водного потока выросли мелкие населенные пункты. Только 2 из них могут претендовать на роль поселков городского типа – Тазовский и Красноселькуп. К устью реки Таз и наоборот постоянно ходили всякие суда. Новая «лихорадка» была связана уже с углеводородами. Ямал стал одним из самых главных центров по добычи нефти и газа. Русло Таза мало затрагивали политические и военные события – только те, что были связаны с геологоразведкой. А с конца прошлого века уже с добычей «черного» и «голубого» золота. Речные низовья хорошо осваивались еще и рыбаками. Акватории до сих пор активно используются как места рыбного промысла. В промышленных масштабах.         

Кеты и экология

Кеты — один из народов, обитающих на севере России. Они живут в экологически чистой местности, где природа осталась почти нетронутой. Это позволило кетам сохранить свои уникальные традиции и обычаи на протяжении многих веков. Однако в последние годы экологическая ситуация на севере России становится все более напряженной.

Многие эксперты связывают это с разведением нефти и газа в природных заповедниках и национальных парках. Однако кеты активно выступают против такой деятельности и стараются сохранить экологическую чистоту своих земель. Они верят, что только таким образом можно сохранить свое уникальное культурное наследие и переосмыслить свои традиции в новых условиях.

Охота и рыболовство

Одной из основных традиций кетов является охота и рыболовство. Они используют традиционные методы, которые передавались из поколения в поколение. Кеты охотятся на лосей, кабанов, зайцев, выдру и других животных. Также они ловят рыбу и других животных в реках и озерах. Это позволяет им не только получать пищу, но и связываться с природой и поддерживать ритм жизни в своих селениях.
 

Кеты: история и культура

Кеты (Сарыкеты) – малочисленный народ, проживающий на севере России в районе верховьев рек Катанги и Майн. Их территория находится в Красноярском крае, недалеко от границы с Якутией и Иркутской областью. Кеты делятся на две группы — Дьеги (которые живут на берегах реки Майн) и Чумчане (жители северного берега Катанги).

По историческим данным, этническая группа кетов появилась на севере России одновременно с приходом в эти места первых русских землепроходцев. Кеты являются субэтносом большой этнической группы Юкагиров. Они говорят на кетском языке, который относится к палеоазиатской языковой семье и является наименее изученным и понятным.

Кеты — это народ уникальных культурных традиций и наследия. Они верят в духов и берегут все, что имеет связь с их традициями. Особенностью кетов является охота на медведя, которая считается одной из самых опасных и важных для них. Для кетов медведь — священное животное, которое может приносить им богатое духовное наследие и в то же время служит важным источником пищи и материала для жизненных нужд.

Кеты продолжают сохранять свои традиции на протяжении веков, но многие из них уже утеряны или находятся на грани исчезновения.

Необходима более серьезная работа по сохранению и защите культуры и традиций кетов, чтобы их уникальное наследие не исчезло.

Презентация на тему: ” Коренные народы ХМАО” — Транскрипт:

1

Коренные народы ХМАО

2

Ханты Ханты – коренной малочисленный угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири.

3

Численность и расселение Выделяются три этнографические группы хантов: северные, южные и восточные. По переписи населения 2002 года численность хантов в России составляет человек, из них 59,7 % проживают в Ханты- Мансийском округе, 30,5 % в Ямало-Ненецком округе, 3,0 % в Томской области, 3,0 % в Тюменской области без ХМАО иЯНАО, 0,3 % в республике Коми. По переписи населения 2010 года численность хантов увеличилась до человек, из которых 61,6 % проживают в Ханты-Мансийском округе, 30,7 % в Ямало-Ненецком округе, 2,3 % в Тюменской области без ХМАО иЯНАО, 2,3 % в Томской области.

4

Культура Занятия Хантов – речное рыболовство (особенно на Оби, Иртыше, в низовьях их притоков), таёжная охота (в основном пушной зверь, а также лось, медведь) и оленеводство. Оленеводство в тундре и лесотундре – самодийского типа, имеет мясо-шкурный характер, стада по голов кочуют в меридиональном направлении (весной к северу, осенью к югу). Лесное оленеводство – местного происхождения: стада небольшие, выпасаются недалеко от поселений, используются для транспортных целей.

5

Манси Манси – малочисленный народ в России, коренное население Ханты- Мансийского Автономного Округа Югры. Ближайшие родственники хантов.

6

Численность манси в России:

7

Культура и быт Манси делятся на Пор и Мось, исторически различающиеся происхождением, а также обычаями. Судя по археологическим находкам, манси активно участвовали в боевых действиях наряду с соседними народами, знали тактику. У них выделялись и сословия князей (воевод), богатырей, дружинников. Все это отражено и в фольклоре. В народном искусстве основное место занимает орнамент, мотивы которого сходны с мотивами родственных хантов и селькупов. Это геометрические фигуры в виде оленьих рогов, ромбов, волнистые линии, меандр типа греческого, зигзагообразные линии, расположенные чаще в виде полосы. Традиционные занятия охота, рыболовство, оленеводство, земледелие, скотоводство. Из скота разводят лошадей, коров, овец, птиц. Из промысловых рыб ловили хариуса, язя, щуку, плотву, налима, карася, осетра, стерлядь, нельму, муксуна, пыжьяна, сырка и др. Орудия ловли рыбы: остроги, сети. Ловили рыбу, перегораживая ручьи запрудами. Большое значение в быту имел сибирский кедр, с которого собирали огромный урожай кедровых орехов. Кроме того, из плетёного кедрового корня изготовлялись предметы быта, посуда, ящики, коробки, корзины. Распространены были изделия из берёсты, коробки, туеса, деревянная посуда, ложки, корыта, ковши, а также простейшая мебель.

8

Ненцы Ненцы – самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймы ра.

9

Численность и расселение Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются одним из самых многочисленных. По итогам переписи 2002 года, в России жили ненцев, из которых около проживали в Ямало- Ненецком автономном округе.

10

Культура Традиционное занятие крупно стадное оленеводство. На полуострове Ямал несколько тысяч ненецких оленеводов, держащих около оленей, ведут кочевой образ жизни. Ненцы делятся на две группы: тундровые и лесные. Тундровые ненцы являются большинством. Они проживают в двух автономных округах. Лесные ненцы 1500 чел. Проживают они в бассейне рек Пур и Таз на юго-востоке Ямало-Ненецкого автономного округа и в Ханты-Мансийском автономном округе.

Туризм и отдых на реке Таз

 На южной половине река Таз находится в зоне континентального климата (там хорошо в июле, августе, а иногда уже и в конце июня). А на северной она в субарктическом поясе, то есть за границами полярного круга. Сюда для отдыха лучше приезжать только в июле. И реально даже искупаться. Ривьера северной половины речного пути – сплошной песок. А еще не стоит забывать, что это уголок России с избыточным увлажнением . Капюшон!       

После досконального изучения ее рекреационных возможностей, выясняется, что река Таз больше всех радует охотников и рыболовов, а некоторые ее притоки – рафтеров и байдарочников. Лучший способ добраться в урочища этого водотока – его собственное русло. Сей водоем судоходен. До Красноселькупа (Красноселькупска) ходят даже речные суда любого размера. А выше, к Сидоровску, иногда поднимаются мини-теплоходы и большие катера. «Моторки» же доходят к истокам. Зимой роль инструментов транспортного сообщения играют зимники. Значительно сокращают время в пути вертолеты сразу 2 компаний, связывающие Новый Уренгой с Тазовским и Красноселькупском. Прилететь на Таз можно и с Туруханска. А вот автомобильная трасса всего одна. В Тазовский (вход в Тазовскую Губу) можно приехать по ней из Уренгоя.

 Зимний отдых на реке Таз чаще всего запоминается турами на Тазовскую Губу (экскурсии на полярную станцию в рамках научных экспедиций), подледным ловом (больше остальных его обожает местное население), охотой на пушнину и гонками на снегоходах (их организуют некоторые туроператоры). Возможны они на собачьих или оленьих упряжках (в рамках фольклорного фестиваля из тех, что будут описаны ниже).        

Событийный отдых на реке Таз связан исключительно с Тазовским, Красноселькупом и Раттой. Зимой тут проходят традиционные гонки на оленьих упряжках (каждого оленя украшают как для показа на подиуме), а еще такие народные фестивали как «Искры Очага» и «Душа Тундры». Тут можно не только насладиться видом сувениров и традиционных костюмов самодийской группы народов, но и попробовать блюда национальной кухни. На праздничной ярмарке больше всего ухи – уж больно рыба в тазовских водах вкусная (о ней читайте в следующей главе). И все это на фоне чумов.  

Сплав по реке Таз – самый выгодный в этой части света досуг. Его уже можно совместить со всеми остальными. Промысловым, событийным, собирательским, а, главное, просто рекреационным. Что касается последнего, то именно «водники» оставили на своих стоянках удобный плацдарм для «палаточников» любой разновидности. Отдыхать здесь имеет смысл. Околозаповедные верховья обладают яркими чащами. В них «подружились» кедр, ель, лиственница, береза, пихта и ольха. Еще в хвойных борах есть белый мох. А собирать можно бруснику и чернику, малину и шиповник. Осенью, конечно же, грибы. Сплав по реке Таз, начинается обычно ниже заповедных вод (чтобы не обносить потом многокилометровый участок ГЗ, по которому гоняют инспектора).

 Село Ратта – вот откуда путь совершенно свободен и уже не украшен всякими предупредительными буйками и «кричащими» аншлагами ООПТ (по берегам). Ширина потока на этой точке (на соединении со старицей) более 200 метров (в паводок 250 метров). А дальше гидрологический объект расширяется еще больше. Заповедником разрешен (после согласования) водный поход к поселку Долгий. Идти следует вверх из Красноселькупа. А вода ледяная и летом. Готовиться к таким авантюрам следует тренировками на других (более теплых) водотоках. Чтобы здесь лишний раз не купаться. Внутри Верхне-Тазовской возвышенности сам Таз – единственная «артерия» без шивер, порогов и перекатов. Так как его истоки лежат уже не на возвышенностях, а между ними – в болотах. Поэтому путешествие на рафтах и байдарках ничем не грозит и на «старте». Все же самый популярный «дикий» тур – массовый поход на плотах до Тазовской губы. Его обычно помещают в рамки экологических акций и фестивального знакомства с оленеводами, живущими на последних километрах этой водной жемчужины Ямала.        

Литература[править | править код]

  • Беликов В. И., Перехвальская Е. В. . Тазов язык // Языки народов России. Красная книга / Гл. ред. В. П. Нерознак. — М.: Academia, 2002. — 378 с. — ISBN 5-87444-149-2. — С. 170—174.
  • Браиловский С. Н.  Тазы, или удихэ: опыт этнографического исследования // Живая старина. — 1901. — Вып. 2. — С. 129—216;  Вып. 3—4. — С. 323—455..
  • Решетов А. М. . Китайцы // Народы России: энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — 479 с. — ISBN 5-85270-082-7. — С. 193—196.
  • Тазы // Сибирь. Атлас Азиатской России. — М.: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. — 664 с. — ISBN 5-287-00413-3.
  • Удэгейцы и тазы // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.

Происхождение

В 1830-х — 1850-х годах на территорию Уссурийского края начинают проникать китайцы, первоначально остававшиеся здесь только в тёплое время года. Они занимались сбором женьшеня, а позднее к сборщикам женьшеня добавились охотники за пантами, добытчики морепродуктов, собиратели грибов. Со временем некоторые из них оседают на этой территории, занимаясь земледелием и торговлей.

Среди китайских переселенцев преобладали мужчины, поэтому они вступали в брак с женщинами местных племён — удэгейками на юге края и нанайками в его северных районах. Постепенно складывалось метисное население, к которому применяли китайское наименование «да-цзы» (аборигены, туземцы). После присоединения в 1858—1860 годах Уссурийского края к России русские стали называть этим словом (которое в их устах стало звучать как «тазы») коренное население Приморья (преимущественно удэгейцев, но также орочей и местное метисное население). Исследователь Дальнего Востока В. К. Арсеньев упорядочил терминологию, последовательно разграничив удэгейцев, китайцев и сложившуюся к концу XIX века новую этническую группу метисного происхождения, которую рассматривал как «окитаенных» удэгейцев (они в то время жили оседло и занимались огородничеством, а говорили на разновидности севернокитайского языка), но, в то же время считал самостоятельной народностью: они существенно отличались от китайцев по культуре и хозяйственному укладу, причём сами себя китайцами не считали. За этой группой и закрепилось название «тазы».

Когда в 1936 году советские власти начали депортировать с Дальнего Востока в Среднюю Азию граждан СССР китайской и корейской национальностей, то вместе с ними стали было высылать и тазов. Однако благодаря разъяснениям В. К. Арсеньева части тазов удалось избежать депортации; при этом большинство тазов, живших ранее на хуторах в Ольгинском, Кавалеровском и Тетюхинском районах, в 1938 году были переселены в деревню Михайловка Ольгинского района, освободившуюся после выселения живших там корейцев.

Манси

В левобережье нижнего течения Оби компактно проживают ближайшие родственники хантов малочисленный этнос манси. Всего здесь проживает 12 269 человек. Слово «манси» обозначает «человек, мужчина», издавна их часто называют вогулами. 

Их родной язык входит в уральскую языковую семью, относится к обско-угорской группе. В него входят самостоятельные диалекты вагильский и пелымский, кондинский и целая лозьвинская группа, на самобытном сосьвинском из диалектов был основан национальный литературный мансийский язык. В 1931 году советские лингвисты создали мансийское национальное письмо на основе латиницы, в 1937 году соответственно на основе букв русского алфавита.

Народность исторически сложилась постепенным слиянием угорских народов, пришедших из южных степей и уральских племен. Среди манси существуют две культуры, среди них есть охотники из тайги и южные кочевники-скотоводы. Издавна манси проживали на западе Уральского хребта, но с приходом русских и коми постепенно ушли в Зауралье. Новгородцы контактировали с манси еще с XI века. 

Важнейшим событием в археологическом мире стало обнаружение в горах Пермского края близ села Всеволод-Вильва так называемой Чаньвенской пещеры, которая оказалась языческим капищем вогулов. Здесь проводили важные шаманские обряды и подношения духам природы, обнаружены черепа крупных медведей со следами сильных ударов копьями и каменными большими топорами, керамика, бляшки из бронзы с рисунком стоящего на спине ящера почитаемого манси человека-лося, множество изящных украшений. 

Занимаются манси таежной охотой, оленеводством и ловлей пресноводной рыбы, язя и хариуса, осетра и налима, стерляди и нельмы, карася и плотвы, разведением скота и заимствованным у русских земледелием. Поклоняются манси духам природы, духам-покровителям, духам предков, хозяину сибирской тайги медведю, имеют самобытную богатую мифологию и оригинальный национальный фольклор. \

Жилища

Охотники-эвенки, ведущие подвижный образ жизни, жили в легких переносных жилищах – чумах или дю. Стационарный зимний тип жилища эвенков Сибири, характерный для полуоседлых эвенков-охотников и рыболовов – голомо пирамидальной или усеченно-пирамидальной формы.

Летним постоянным жилищем охотникам и рыболовам служило корьевое четырехугольное жилище из жердей или бревен с двускатной крышей. Южные эвенки, скотоводы-кочевники Забайкалья жили в переносных юртах бурятского и монгольского типа.

Были распространены летние и зимние шалаши, покрытые корой. Как правило, в большинстве случаев, использовалась лиственничная кора. В качестве покрытия конического шалаша могла использоваться береста и сено.

Зимние шалаши строились из досок в форме многогранной пирамиды, покрытой землей, войлоком, нюками, сшитыми из оленьих шкур или ровдуги.

Как правило, остов шалашей при перекочевках, перевозился эвенками с одного места на другое. Эвенкийский шалаш строился из 25 шестов. В готовом виде он имел в диаметре 2 метра, в высоту 2-3 метра. Остов переносного шалаша покрывался сверху специальными покрышками. Покрышки, сшитые из кусочков бересты, назывались тисками, сшитые же из оленьих шкур, ровдуги или рыбьих кож – нюками. В прошлом внутри шалашей эвенки устраивали очаг. В конце XIX и начале XX века устанавливали железную печь, для дымоходной трубы с левой стороны стойки переднего фасада оставляли отверстие.

Использовались также и срубы с двухскатной крышей, покрытые корой.

В настоящее время большинство эвенков живет в современных типовых срубных домах. Традиционные жилища используются только на промыслах.

Численность и расселение


Расселение тазов в ДФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.

В соответствии с Всероссийской переписью населения 2002 года численность тазов составляла 276 человек, из которых 256 проживали в Приморском крае (верховья реки Уссури и Ольгинский район Приморского края), из них в свою очередь владели языком своего народа лишь 5 человек (1,95 %), русским — все 276 человек (100,00 %). Среди 276 все говорили на русском языке; среди них имелись: 131 мужчина (53 городских, 78 сельских жителей) и 145 женщин (57 городских, 88 сельских жителей); 110 городских (53 мужчины, 57 женщин) и 166 деревенских (78 мужчин, 88 женщин) жителей. Наибольшее количество тазов (71 человек) в 2002 г. проживало в селе Михайловка Ольгинского района Приморского края.

В соответствии с Всероссийской переписью населения 2010 года численность тазов составляла 274 человека, из них 10 человек знали китайский язык, 10 — английский, 2 — узбекский, 1 — хакасский, 272 — русский. 262 таза назвали русский родным языком. Из 274 тазов 253 человека проживали в Приморском крае.

Хозяйство и культура

Уже в конце XIX века тазы жили оседло в постоянных жилищах (фанзах), занимались огородничеством, носили китайскую одежду. В отличие от китайцев, женщины из тазов не сидели дома бо́льшую часть времени, а наравне с мужчинами работали на огороде и ходили в тайгу на охоту. Если у китайцев употребление сырой животной пищи исключено, то тазы (подобно удэгейцам и нанайцам) ели блюда из сырого мяса или рыбы. Занимались тазы также рыболовством (рыбу — в основном лососёвых — добывали острогами, ловили сетями и на крючки), охотой (на изюбря, лося, кабана, пушных зверей с использованием копий, ружей, ловушек), собирательством женьшеня и древесных грибов, заготовкой морской капусты, трепангов, раковин морских гребешков.

Религиозные представления тазов представляли собой сочетание буддизма и китайского культа предков. Они полагали, что человек обладает девяноста девятью поочерёдно умирающими душами.

После переселения в Михайловку тазы поселились в деревянных домах. Наряду с работой на огороде они разводят коров, свиней, кур и уток. В одежде они практически не отличаются от окружающегося русского населения, но тазовки иногда одевают традиционный костюм — фуфайку и штаны чёрного цвета, а старики нередко хранят традиционный костюм «для похорон». Тазы готовят многие традиционные для Северного Китая блюда: пампушки (приготовленное на пару тесто), боудхе (приготовленные аналогичным образом пирожки с мясной начинкой), ланцей (блюда из мяса и нарезанного соломкой картофеля), пельмени.

Rate article