Мангазея: местоположение и история

Река Таз

Мангазея златокипящая

Уже в 1607 году растущая бурными темпами Мангазея по указу самозванца получила статус города. Мангазея представляла собой типичное северо-русское поселение. Главные административные здания — воеводский и гостиный дворы, государевы житницы, церкви — были обнесены деревянным кремлем с пятью башнями. Шестигранник главной башни возносился на 12 саженей (25,6 метров) и заканчивался смотровой площадкой. На вершину башни мангазейцы прикрепили изображение двуглавого орла — символ русской государственности гордо воспарил над тайгой.

Мангазея имела и чисто сибирские черты — в городе стояла аманатская изба, на которой русские держали взаперти заложников из числа местной родоплеменной знати. Заложники заставляли инородцев быть сговорчивыми и проворными при выплате ясака.

Все городские здания стояли на вечной мерзлоте, поэтому фундаменты приходилось укреплять слоями замороженной щепы. Под фундамент подкладывали берестяные листы, не пропускавшие весной грунтовую воду в подвал и защищавшие намороженный слой.

В свои лучшие годы городской посад разрастался до 500 домов, в которых проживали 1−1,5 тыс. человек. По избам ютились купцы, промысловики со своими семьями, служилые и обрусевшие инородцы. Большую часть года посад почти пустовал — мангазейцы уходили на промысел в тайгу, пробираясь далеко вглубь континента — вплоть до земель по Енисею и Лене. В городе оставались только служилые, воеводская дворня, ссыльные поляки с литовцами, да ремесленный люд. Они развлекали себя игрой в запрещенные шахматы и карты, попивали бражку, торговали в лавках и от скуки заглядывали в церковь.

Мангазея, руководившая освоением огромных просторов на севере Сибири, поражала современников своей красотой. Среди серой и убогой заполярной тайги возвышался прочный и основательный город. Глаз русского человека, истосковавшегося по родине, радовали островерхие макушки башен, позолоченные купола церквей, замысловатые коньки кровель. Мангазейцы постарались обустроиться на суровой чужбине по-домашнему, воссоздав уют далекой Руси.

Вольные промышленники и государевы служилые люди быстро стали антагонистами в Мангазее. Поморы ухитрялись выбивать или обменивать у инородцев лучших соболей еще до начала сбора государева ясака, оставляя для казны только «мяхкую рухлядь и невеликие соболи». Многие поморы переженились на самоедских и остяцких жонках, научившись от них местным языкам. По этим причинам воеводы часто не могли собрать с Мангазейского уезда доброго ясака, навлекая на себя гнев царя.

Для защиты общих интересов промысловики и торговый люд объединялись в мир. Общинное самоуправление выражалось в выборе на общем сходе целовальника, который, целуя крест, обещал твердо стоять за интересы посада перед воеводами. Целовальник собирал со всех вольных мангазейцев мирские деньги, которые шли на решение насущных городских задач и кормление воеводы с его многочисленной дворней. Немалую общинную казну берегли в трапезной церкви Успения. Воеводы, забравшись так далеко от Москвы, нередко вели себя, как маленькие царьки, заводя аристократические порядки. Как бы ни была сложна жизнь посадских людей на суровой чужбине, на родину с пустыми руками никто возвращаться не спешил. Стиснув зубы, промысловики терпели воеводский беспредел.

При удачном стечении обстоятельств промышленники могли рассчитывать на баснословные прибыли. При сравнительно небольшом вкладе капитала, требовавшегося на организацию плавания Мангазейским морским ходом и покупку необходимого снаряжения, самые удачливые промысловики возвращали потраченные деньги с доходом, в десятки или даже сотни раз превышающим потраченные средства. Слава о Мангазее как «златокипящей землице» быстро разошлась по всей Руси.

В далеком заполярном городе многие увидели Китеж-град и Беловодье, которые вышли в реальность прямо из сказки. Русские люди, закрывая глаза на смертельные опасности студеного моря и непредсказуемой тайги, отправлялись на чужбину с мечтой о кардинальной перемене своего социального положения. Мангазея представляла собой мощный социальный лифт, который мог за пару лет возвысить и озолотить человека или навсегда похоронить его в безмолвном таежном болоте.

Золотая Мангазея

Чем же богатела Мангазея, что такое особенное было в этом городе? Промыслом и торговлей золотой рухлядью, так называли шкурки пушных зверей, которые во множестве водились в округе. Со всего Тазовского края стекались сюда охотники, большую часть которых составляли аборигены. Здесь шла при которой роль денег выполняли шкуры пушных зверей, особенно высоко ценился соболиный мех.

Купцы везли товары первой необходимости, в основном соль, муку, другие продукты, одежду и хозяйственную утварь, которую обменивали на мех. Высоко ценились и изделия из металла, поэтому основную часть жителей посада составляли ремесленники. Процветали рыбоводство, скотоводство, было развито судоходство.

Ссылки

  • «Златокипящая» Мангазея (статья на сайте Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса им. И. С. Шемановского)
  • «Златокипящая» Мангазея (статья на сайте «История в историях»)
  • П. Н. Буцинский К истории Сибири. Мангазея и мангазейский уезд (1601 г.-1645 г.).

Wikimedia Foundation
.
2010
.

Что такое Мангазея? Город-легенда, основанный в 1601 году в Туруханских землях, который просуществовал всего 70 лет. О невиданных богатствах города слагались легенды. С течением веков это стало похоже на сказку, так как местоположение легендарного города не было известно. В экспедицией русского путешественника В. О. Маркграфа было обнаружено и описано городище, которое подтвердило рассказы о существовании в самом начале XVII века за полярным кругом богатого русского города.

Первое поселение

Отряд Пушкина и Мосальского, достигнув Мангазеи, расположенной на высоком правом берегу реки Таз, в трёхстах километрах от устья, приступил к обустройству острога и закладке посада. К тому времени предположительно Шаховский скончался от ран, поэтому первыми воеводами принято считать Мосальского и Пушкина. Что такое Мангазея, знали в то время в России, так как слухи об этих краях, где в больших количествах водились пушные звери, доходили до Москвы.

В 1603 году по указу царя Бориса Годунова был прислан новый воевода Фёдор Булгаков. Вместе с ним был священнослужитель с церковной утварью. При нём был заложен гостиный двор. В 1606 году Василием Шуйским присланы новые воеводы – Д. Жеребцов и К. Давыдов. Государственная власть была прочно установлена в этом крае.

Мир

Мангазейская община («мир») отличалась от земских миров на родине поморов тем, что она объединяла не территорию, не волость и не уезд с постоянным населением, а тех торговых и промышленных людей, которые оказались в «златокипящей вотчине». Кто попадал в Мангазею становился своим. Суровый быт сплачивал людей.

Сведения о Мангазее очень отрывчатые, и больше покрыты тайной. Существовала и летопись Мангазеи, но пропала. Богатый город как быстро появился, так быстро и исчез. Его существование продлилось не более семидесяти лет. До конца не понятны причины, почему люди ушли отсюда в Новую Мангазею – Туруханск. Она как сказочный град Китеж исчезла, но сохранилась в памяти народной как край сказочного богатства, где сбываются мечты.

, Российская империя , Российский исторический словник

МАНГАЗЕЯ — торгово-промысловый центр и порт в 1601-72 в Западной Сибири, на правом берегу реки Таз. Основан воеводой В.М. Масальским-Рубцом. Назван по имени местного племени ненцев. Опустошен пожарами, перенесен на новое место (до 1780 назывался Новая М., ныне с. Туруханск — райцентр Красноярского края).

В мире и на Руси эта земля была известна с древних времен («Сказание о полуночном царстве» XI века, запись под 1096 годом «Повести временных лет»). В действительности Мангазея — большая страна, что хорошо видно на картах XVI века. Она была известна новгородским купцам еще в XII веке (Леонид Мартынов. «Повесть о Тобольском воеводстве». Глава «Лукоморье»), славилась пушниной (соболями, песцами) – по этой причине получила название «Златокипящая». О богатствах этой сказочной страны слагались легенды.

Мангазея. Реконструкция по материалам раскопок 1968-70.

В начале XVII века происходит несколько походов русских служилых людей на Мангазею. Первый поход окончился неудачей, второй оказался более результативным: на правом берегу реки Таз, где ныне стоит часовня святого мученика Василия Мангазейского, в 1601 году был заложен русский город с одноименным названием территории — Мангазея. Город становится форпостом России в Западной Сибири: торговля и сбор ясака с аборигенов приносили российской казне по тем временам до 80% дохода.

До большого пожара 1619 года в Мангазее находились крепость, 200 домов, 2 церкви, гостиный двор с 20 торговыми лавками, хлебные, соляные и пороховой магазины, винный подвал, 2 питейных дома. В городе, кроме казаков, стояла сотня стрельцов с пушками. Воеводы, сидевшие в Мангазее, ведали всеми тазовскими и нижнеенисейскими инородцами. Местное энецкое население было недовольно своим положением и поборами со стороны царских чиновников, что привело к нескольким восстаниям против русских. В ходе последнего восстания, произошедшего в 1669 году, царским войскам пришлось оставить город.

В результате многочисленных военных стычек энцев с русскими, ненцами, селькупами численность коренных жителей региона сократилась. Энцы теряют контроль над территорией Мангазеи и уходят на восток к Енисею.

И по сей день легендарная страна Мангазея является богатейшим краем России, где сосредоточены огромные запасы нефти, газа, полиметаллов. И в наши дни название «Златокипящая Мангазея» не потеряло смысла. Именем древнего энецкого рода называют корабли, есть одноименная нефтяная компания. Память о стране Мангазее и роде Монкаси не угасла, пройдя сквозь столетия. И до сих пор в России живут представители рода Монкаси – наследники древней Мангазеи…

Мангазе́я
– первый русский заполярный город XVII века в Сибири . Располагалась на севере Западной Сибири , на реке Таз в месте впадения в нее р. Мангазейки.

В памятнике древнерусской литературы «Сказание о человецех незнаемых в восточной стране и языцех розных»
конца – начала XVI века , встречающемся в рукописях с XVI по XVIII век , и представляющем собой полуфантастическое описание 9 сибирских народов, живущих за «Югорской землей», сообщается:

«Златокипящая» Мангазея

К своей цели — берегам Таза — отряду М.Шаховского и Д.Хрипунова пришлось пробиваться с боями: напали на них дорогой селькупские воины. Почти треть отряда пала в сражении, легла в холодную землю чужого края. Но выбора не было: не своей волей шли они в Заполярье, а по приказу царя Бориса Годунова. Уцелевшие в бою дошли и заложили в 1600 г. острог на пустынных доселе берегах. Так появилась Мангазея.

Мангазея развивалась с необыкновенной быстротой.

Перезимовали, а там и подмога пришла из Тобольска и Березова — двести служивых во главе с воеводами. Стало ясно: новому городу — быть. И впрямь, Мангазея развивалась с необыкновенной быстротой: за пару лет вырос большой деревянный кремль, появились церкви и дома. Хотя даже в период расцвета постоянное население Мангазеи было не так уж велико — не больше 1200 человек, город поражал благоустроенностью. Жители Мангазеи щеголяли в шелках и бархате, улицы были вымощены досками, а окна самого бедного дома были слюдяными — в европейской части России такое было доступно лишь самым богатым. Но, возможно, самым удивительным доказательством богатства города являются найденные археологами груды сливовых и вишневых косточек: в 17 в. мангазейцымогли себе позволить регулярную доставку в Заполярье свежих фруктов.

Мангазея: кого там только не было.

Еще сильнее, чем богатством, Мангазея удивляла пестротой уличной толпы. Рядом с селькупами и ненцами в малицах прохаживались богатые иноземные купцы в шляпах с перьями, а московская «акающая» речь смешивалась с архангелогородским говором. Днем и ночью шла в городе бойкая торговля мехами, приносившая огромные прибыли. Историками подсчитано, что в год из Мангазеи на запад вывозили до 30 тыс. одних только соболиных шкурок, а ведь были и песцовые, и куньи, и беличьи меха. За богатство и бурную деятельность Мангазею прозвали «Златокипящая».

Почему Мангазея?

Сказочное название, столь непривычное для русских городов, хранит свою тайну. Есть версия, согласно которой название «Мангазея» пошло от имени жившего в тех краях ненецкого племени Малгонзеи. По мнению историка Никитина, название молгонзея восходит к коми-зырянскому молгон – «крайний» «конечный» – и обозначает «окраинный народ». Мы не знаем точной даты основания города, примерно известно, что он существовал уже в начале XVII века.

В зимнее время на нартах, а в летнее на кочах, карабасах и стругах через полярные моря, болота и мелкие притоки в Мангазею приходили большие массы торгового и промышленного люда. Люди называли Мангазею «златокипящей государевой вотчиной», имея в виду ее пушные богатства. Ради них сюда стремились отважные торговцы и охотники, готовы были терпеть лишения, лишь бы потом разбогатеть.

Первое поселение

Отряд Пушкина и Мосальского, достигнув Мангазеи, расположенной на высоком правом берегу реки Таз, в трёхстах километрах от устья, приступил к обустройству острога и закладке посада. К тому времени предположительно Шаховский скончался от ран, поэтому первыми воеводами принято считать Мосальского и Пушкина. Что такое Мангазея, знали в то время в России, так как слухи об этих краях, где в больших количествах водились пушные звери, доходили до Москвы.

В 1603 году по указу царя Бориса Годунова был прислан новый воевода Фёдор Булгаков. Вместе с ним был священнослужитель с церковной утварью. При нём был заложен гостиный двор. В 1606 году Василием Шуйским присланы новые воеводы – Д. Жеребцов и К. Давыдов. Государственная власть была прочно установлена в этом крае.

Образование названия Мангазея

Слово Мангазея долгое время обозначало легендарный город, который называли «златокипящим». Что такое Мангазея, как появилось это слово? Учёные-этнографы предполагают, что название Мангазея произошло от имени князя Маказея (Монгкаси) – предводителя местного племени самоедов, так русские первопроходцы называли местных жителей – ненцев, энцев и селькупов, которые в голодное время поедали своих соплеменников. Есть мнение, что слово Мангазея произошло от старинного названия реки Таз. Другая версия говорит о том, что название произошло от племени молгонзеев, так в прошлом называли современных энцев.

Встречь солнцу

После того, как отчаянные ватаги ушкуйников проторили путь за Урал через «каменный волок» и открыли русским Югру, за дело взялись богатые новгородские купеческие и промышленные (от «промысел») династии. В отличие от ушкуйников, которые совершали точечные вылазки вглубь неизведанных территорий, прагматичные купцы попытались прочно утвердиться на столь щедрой земле.

С XIII века Великий Новгород официально включает Югру в перечень своих владений, регулярно снаряжая основательные экспедиции для сбора ясака с местной самояди.

Нанятые боярами-купцами промысловики рубили в полунощных (северных) землях первые робкие русские укрепленные городки. Обороняться было от кого: югорские инородцы не всегда покорно платили дань и нередко нападали на промышленников.


Ушкуйники. Новгородская вольница. (yandex.net)

После трагического падения вольного города в междоусобной борьбе с Москвой дело новгородских ушкуйников продолжили поморы, которые заменили ушкуй на более основательный кочуй и отправились «встречь солнцу» по студеному морю-окияну. Иностранцы всегда удивлялись русским кочам, называя их круглыми судами. Когда льды сковывали море, плоское дно корабля выжимало на поверхность. Позже Петр I, восхищенно смотревший на европейское судостроение, запретит рубить русские кочи, и секрет их создания будет забыт навсегда.

В 1600 году артель поморов выпросила у нового русского царя Бориса Годунова разрешение на поход в далекую Малгонзею, лежащую за Югорьскою землею. В этих краях, по преданию, жили «человецы незнаемые». Сказывали, что мангазейские самоеды едят мясо оленье и рыбу, да межи собою друг друга едят. Годунов, рассчитывая получить десятую часть от промысла поморов, разрешил им отправиться на край света трудным морским путем.

Однако чуть позже хитрые дьяки нашептали царю, что, дескать, лучше послать в Мангазею стрельцов с воеводой и взять тамошние богатства твердой московской рукою без всяких посредников. Возглавили государеву экспедицию в новые земли князь Мирон Шаховской и письменный голова Данила Хрипунов. Таким образом, Мангазея сразу заселялась двумя волнами: поморы шли морским путем, а воеводы со стрельцами — из Тобольска.

Когда воеводы, наконец, прибыли на реку Таз в месте впадения в нее речки Мангазейки, то увидели там многочисленные зимовья русских промысловиков. Тут было представлено все Поморье: пустозерцы, мезенцы, пинежане, кеврольцы и холмогорцы. Обе стороны не обрадовались, встретив друг друга. Промысловикам стрельцы грозили отъемом десятой части добытого, а воеводы тревожились, что поморы выбьют лучшего соболя из государева ясака. Тем не менее волю царя надо было исполнять: поморов оторвали от промысла и организовали рубить новый город — первый в заполярный части русской земли.

Василий Мангазейский

На исходе 1640-х годов неподалеку от одной из церквей медленно затухающей Мангазеи из земли вдруг выполз гроб. Горожане ахнули и сговорились поставить на месте явленного чуда часовню. Очевидно, в гробу лежал неведомый угодник Божий, так как многочисленный люд, притекавший к могиле, получал просимое исцеление. Позже мангазейцы припомнили, что давным-давно на этом месте был похоронен кроткий юноша, пострадавший за свое боголюбие и праведность.

В младые годы отрок Василий прибыл в Мангазею с богатым купцом, поступив к нему на службу управляющим. В те времена торговля в городе процветала и у юноши было полно работы. Помимо занятий в лавке Василий исправно присутствовал на всех церковных службах и подолгу молился дома. Однажды шальные людишки разграбили лавку купца, умыкнув оттуда весь товар. Но юноша, вместо того, чтобы стеречь хозяйское добро, по своему обыкновению стоял службу. Более того, он не пришел тут же на зов купца и не кинулся искать грабителей, оставшись в церкви до самого конца длинного пасхального богослужения.

В гневе обворованный купец заподозрил в причастности к преступлению кроткого Василия. Он сгреб девятнадцатилетнего юнца в охапку и потащил на воеводский суд. Воевода учинил допрос с пристрастием и крепко побил бедолагу, но никакой вины за ним не нашел. Тогда не смирившийся с потерей своего товара купец самостоятельно взялся за Василия. Однако ответом провинившегося работника стали лишь молчание и покорно склоненная голова. В гневе купец со всего маху ударил юношу связкой амбарных ключей. От несправедливой мужицкой руки Василий тихо скончался. По преданию, случилось это 4 апреля 1602 года.

Долгих 47 лет тело кроткого отрока пролежало в земле без должного погребения. Василий и после смерти продолжал смиренное существование, не мешая жить вечно суетным мангазейцам. Выйти на свет божий блаженный решился лишь тогда, когда гибнущая Мангазея остро нуждалась в подмоге и заступничестве.

Святой Василий никому не отказывал в помощи: он указывал путь потерявшимся охотникам и промысловикам, лечил недуги, хвори и слепоту, сохранял слабых духом мангазейцев от самоубийства в самые лихие годины. Даже местные инородцы — остяки, самоеды, тунгусы, эвенки и юраки — признали святость Василия и через него приходили к свету Христа, оставляя языческий мрак в таежных болотах.

Всю свою короткую земную жизнь Василий предпочитал мирским делам службу богу. Но даже святой чудотворец не смог отмолить грехи умирающей Мангазеи и спасти ее от гибели. В 1670 году мощи святого были перенесены в Троицкий Туруханский монастырь, поставленный на Енисее. Туруханск десятилетиями методично отнимал у Магазеи ее влияние, людей, промыслы и вот забрал и первого сибирского святого.

Первый город за полярным кругом

В 1607 году была построена крепость – кремль с пятью башнями. На въезде находилась Спасская башня, имевшая в плане вид четырёхугольника. Под ней находилось двое ворот. Четыре башни расположились по углам мощного ограждения, имеющего ширину 3 метра. Успенская была устроена напротив реки Остеровки, башня Давыдовская – напротив башни Тиловская и Зубцовская выходили на тайгу.

В самом кремле располагались две церкви – Троицкая и Успенская, двор воеводы, таможня, съезжая изба, тюрьма. Официально зарегистрированных государевых людей было всего сто человек – стрельцы и казаки.

Было построено 200 изб, церковь, гостиный двор, общественная баня, амбары, торговые лавки, постоялые дома. В посаде проживали более тысячи человек. Это были ремесленники, большей частью литейщики и кузнецы, а также торговцы, промысловики. Много было в городе временно проживающих, в основном купцов, а также бродяжек, спившихся ярыжек и беспутных женщин.

Rate article